Незаконное сжигание отходов в промзоне «Очаково»: совещание у префекта ЗАО 18 сентября 2019 года | Очаково-Матвеевское онлайн

Ярослав Дубовиков, заместитель Председателя Управляющего совета ГБОУ «Школа №2025» - о состоявшемся 18 сентября 2019 года совещании в префектуре Западного Административного округа, посвященном незаконному сжиганию отходов в промзоне «Очаково».

Сегодня состоялось заседание в Префектуре Западного административного округа Москвы. Инициатором заседания был Префект округа Александров Алексей Олегович.

Узнал я о заседании накануне вечером. Несмотря на важные мероприятия сегодня утром, я принял решение отбросить все дела и любой ценой быть там. Я присутствовал в составе инициативной группы от жителей округа и всех, кто оказался подвержен отравлению воздуха в нашем районе и ближайших к промзоне Очаково районах.

Стоит отметить, что я и многие мои соседи стараемся решать проблему уже много лет. Если быть точным, я знаю о ней с 2012 года. Несмотря на многие обращения жителей к «менеджерам» города, района, округа, все ответы остаются практически без решения. На прошлой неделе произошли события, которые, как говорят физики, набрали критическую массу. Привлечение прессы помогло вынести вопрос на более высокий уровень.

Собственно, сегодня заседание проводилось на уровне Префектуры.

Некоторые приглашенные на заседание структуры из округа, в частности, представитель Роспотребнадзора ЗАО пришли не к 10, а к 11 часам. В то время, когда заседание закончилось. Как оказалось, понятно почему так произошло. Дочитайте текст до конца и многое станет ясно.

Заседание было назначено на 10 утра. В 9-58 я захожу в зал, а заседание уже в полном разгаре. Рвение побыстрее обсудить - понятно, но не совсем корректно по отношению ко всем участникам заседания. Я считаю, что в таких вопросах требуется точность. Заседание проходилось в формате «вопрос-ответ». Никаких докладов никто не зачитывал. Префект поочередно обращался к представителям разных ведомств, структур с вопросами, как будто эта проблема возникла только вчера.

Я застал заседание в моменте, когда зам главы Управы района Очаково-Матвеевское Щипанский С.А. отвечал на вопрос о точных координатах точек сжигания. Они установлены, перечень передали всем присутствующим на заседании. Со слов Сергея Анатольевича, в результате замеров качества воздуха совместно с представителями МЧС превышений не выявлено. Вообще никаких и никогда за весь период наблюдения. Замеры проводятся по 3 раза в день - все в норме. Однако признал наличие проблем с доступом на территории. Вся территория промзоны поделена на 2 формальные части - частная собственность (тот самый алюминиевый завод и завод Каучук) и собственность города. На вопрос Префекта, есть ли полный перечень владельцев земли, арендаторов и субарендаторов был получен отрицательный ответ. Эта работа не проводилась.

Были предложены пути поиска арендаторов по линии высокого потребления электроэнергии (было предположение, что печи для сжигания электрические) и газа.

Работу с арендаторами на территории города предложено поставить на особый контроль. У Росреестра, как оказалось, есть возможность самостоятельно проводить проверки соответствия пользования землей и выявлять нарушителей. Сложилось такое впечатление, и Префект мое впечатление усилил своими вопросами, что огромный участок знаковой, дорогой территории города находится в полном безвластии. Никто на совещании не мог сообщить, что там происходит, кто ответственные лица, кто какую деятельность там ведет. Ни-че-го. Никто из чиновников никакой работы в направлении поиска и установления конечных бенефициаров этих территорий никогда не вел. Про частную собственность было сказано, что все владельцы не пускают на территорию. При попытках зайти туда чиновникам требуется разрешение Прокуратуры. Так вот оказалось, что есть распоряжение Прокуратуры о том, что на данную территорию заходить нельзя и проводить проверки запрещено. Представители прокуратуры отсутствовали на заседании.

Отчитались о том, что выписано было пару штрафов (суммы от 50 тыс. до 250 тыс. руб) предприятиям «Ривьера-К» и «Каучук». Зафиксированы факты захламления. И все.

Про выбросы отчитался ДПиООС. Да, выбросы были. Но фиксируют их у «алюминщиков» в моменты, когда якобы у них случается авария. У них установлены очистные сооружения по выбросам, но «иногда», случайно, выбросы идут мимо этих сооружений. Как часто такие выбросы фиксируются - ответа не было. Поэтому туман с дымом и запахом - это скорее всего от них. Но зайти на территорию они не могут, проверить тоже. Запрет прокуратуры. У них имеется передвижная лаборатория. Но уровни замеров в промзоне Каучука сделать не могут. Несмотря на федеральный контроль этого предприятия, Прокуратура поставила запрет на проверку.

Далее вопрос был адресован Роспотребнадзору. Представителей не оказалось. Было странно. Буквально после окончания заседания в зал зашли две женщины. Как оказалось, они пришли на заседание в 11 часов. Мы после заседания в кулуарах начали обсуждать детали (о них чуть позже), они слушали. Потом случайно выяснилось, что кто-то на их факсограмме ручкой исправил время заседания с 10 на 11 часов. В итоге они опоздали. Как оказалось, вот почему. Представитель Роспотребназдора по ЗАО Миролюбова Екатерина Владимировна, сама врач по профессии, буквально кипела изнутри. Далее пошли интересные подробности. Екатерина Владимировна негодовала по нескольким причинам. Во-первых, полиция. Они присылают неправильно оформленные протоколы. С ними они ничего сделать не могут. Роспотребнадзор пишет обращение, чтобы исправили, полиция игнорирует это. Даже пункты КОАП путают. Были изменения в законодательстве, так полиция даже не в курсе этого. Во-вторых, для составления протоколов и наказания организаций-арендодателей им нужны полномочия. В частности, присутствие и разрешение прокуратуры. Она запрещает это делать. Без этого Роспотребнадзор ничего сделать не может. В-третьих, составлять протокол могут только в присутствии уполномоченного от организации представителя. То есть генерального директора или человека с доверенностью. Иначе протокол недействителен. Поскольку у того же самого Каучука есть несколько юрлиц, а одно из них зарегистрировано в Санкт-Петербурге, то достучаться до них для оформления протокола и штрафа невозможно. И это применимо ко многим другим арендаторам на территории. В-четвертых, городская территория по 3-4 раза сдана в субсубсубаренду.

Конечных пользователей территорий никто не раскрывает - полномочий для запроса нет, прокуратура и полиция не помогают. В-пятых, при обращении в суд о приостановке деятельности организаций-нарушителей Дорогомиловский суд вместо приостановки выписывает штраф. Кстати, приостановка идет всего на 90 дней. Далее организация может спокойно продолжать работать. Одним слово, Екатерина Владимировна оказалась самой адекватной в это утро и наиболее заинтересованной в закрытии всей это территории. Просила передать, что все обращения они фиксируют, но не всегда успевают все отработать. Штат на весь округ 18 человек (включая выездных людей). Поэтому жалобы на них особо конструктива не добавят. В итоге договорились с ней поддерживать прямой контакт и посмотреть, что можно сделать в рамкам стратегии действий.

Возвращаясь к заседанию, стоит отметить ответ представителя Департамента науки, промышленной политики и предпринимательства о том, что план реорганизации территории прорабатывают, но конкретных предложений нет. И это, якобы, небыстрый процесс.

А теперь сама стратегия. То, что предложил Алексей Олегович:

  1. Срок реакции на проблему - 2-3 недели. За это время должна быть полная координация действий всех присутствовавших на заседании людей и конкретная работа по поставленным задача.
  2. По каждому участку составить подробную карту и паспорт. Кто владелец, кто пользуется, какой тип объектов размещен. Провести комплексную проверку каждого из участков на предмет целевого использования и нарушения при его эксплуатации. При выявлении нарушений требовать расторжения договоров аренды. Поручение выдано представителям Управы ОМ, Росреестру, департаменту имущества. Подключать прокуратуру. Если не справляется окружная прокуратура, значит Алексей Олегович сделает запрос новому прокурору городы Москвы для оказания содействия в этой работе. Это что касается городской земли. Если земля в частной собственности, провести аналогичные проверки со всеми заинтересованными структурами. При выявлении фактов нарушения (по сути - повторных, потому что ранее были зафиксированы нарушения) обращаться в соответствующие структуры. Я не совсе понял какие. Если арендаторы и сейчас «отфутболивают» чиновников, что изменится?
  3. Продумать план использования этой территории. По мнению Префекта, идеальным вариантов было бы построить на этой земле Технопарк и сделать «зеленую» зону. Поскольку улучшилась транспортная доступность района, построены новые магистрали и хорды, то привлекательность и стоимость земли увеличилась.

С ситуацией о статусе решения вопроса Префект будет докладывать Мэру Москвы.

Далее слово взяла присутствовавшая на заседании депутат МГД Татьяна Батышева. Она планирует приложить максимум усилий и поддержать этот процесс на уровне МГД. Вопрос находится на ее личном контроле.

Далее по ходу заседания я взял небольшое слово и внес несколько предложений. Первое касалось привлечения к процессу ГИБДД. Чтобы они установили посты для проверки законности передвижения грузовых транспортных средств, оформления накладных и других формальных документов, предъявляемых для перевозки мусора. То есть по сути отсекать сам завоз незаконного мусора. Тем более, если этот мусор непонятного происхождения. Сделать же это несложно. Кстати, эту идеи поддержали представители Роспотребнадзора в личном диалоге. Но, с их слов, полиция не может в протоколе указать даже госномер машины. Пишут, «неустановленные лица на неустановленных автомобилях без номеров». Понятно, что с таким материалом они наказать никого не могут, а полиция занимается непонятно чем. От Префекта был получен ответ о том, что ГИБДД у нас районе очень занятые люди и делать это никто не будет. Хотя такая позиция для меня прозвучала странно.

Второе предложение касалось проверки работы ГБУ «Жилищник района Очаково-Матвеевское». Проверить информацию о сжигании мусора и заключенных контрактах на утилизацию. Был получен ответ, что Жилищник не занимается утилизацией мусора, для этого есть МКМ Логистика, которая является оператором по округу. Тем не менее после заседания ко мне подошел Сергей Анатольевич Щипанский и предложил провести любые экскурсии на любые объекты Жилищника для проверки подозрительных фактов. В МКМ Логистику тоже обещали направить запросы.

Третье предложение касалось проверки не только территории промзоны, но других особых участков. В частности, захламление в районе автобазы и Озерной улицы. Было сказано, что эта территория уже находится в поле зрения ПИК для массовой застройки. В связи с этим я высказал четвертое предложение от лица жителей района о том, что нам категорически не хотелось бы иметь на территории промзоны Очаково массовую жилую застройку.Учитывая, что ПИК имеет серьезные виды на застройку в районе м. Озерная, это погубит район. Я и многие другие участники инициативной группы поддерживают создание и развитие Технопарка. Соседство со Сколково будет только в плюс - там наблюдается дефицит площадей для инновационных компаний. Кстати, после заседания мне намекнули, что поднятая волна недовольства может быть использована в интересах застройщиков. И город может распорядиться землей без нашего с вами ведома. Поэтому вопрос с территорией надо держать на особо контроле.

Договорились об общественном контроле всего, что сегодня обсуждалось на заседании. С Батышевой Т.Т. договорились о прямом участии инициативной группы в обсуждении планов по реорганизации зоны (до вынесения проекта на общественные обсуждения), прямом общественном контроле префектуры в части исполнения тех протокольных обсуждений, что сегодня были. Я попросил ее обратить внимание на маленькие штрафы для нарушителей и взять в работу мое предложение о внесении изменений в законодательство об увеличении штрафов в экологической сфере. Сказала, что примет это в работу.

Мое предложение о проведении круглого стола по данной проблеме района было поддержано. Площадку в Московской городской думе для этих целей нам готовы предоставить. Татьяна Тимофеевна готова оказать любую поддержку и предоставлять оперативную информацию о текущих решениях.

Сухой остаток. Представители Префектуры и другие представители органов власти наконец-то обратили внимание на существующую годами проблему. Однако создалось впечатление, что они впервые про это слышат. Ничего до сегодняшнего дня для решения (повторюсь - решения) этой проблемы не предпринималось. Каждый чиновник говорит о том, что у него нет полномочий. И вопрос на этом закрывается. Я считаю, что здесь требуется общая координация действий всех представителей. Как я понял, Алексей Олегович решил возглавить эту работу и подчинить вопрос на свой контроль. Я планировал, что будет озвучена позиция по созданию отдельной комиссии по работе в этом направлении, куда войдут конкретные лица, с которых можно будет спросить. По факту этого не было озвучено. Поручения даны - но не конкретным людям, а департаментам. Значит есть шанс, что ответственность опять растворится. И мы вернемся к тому, что сейчас имеем. Я не пессимист, но хочу заранее это озвучить.

Я предлагаю не снижать градус давления в плане контроля. Фиксировать любые отказы, любые обращения. Но не доводить ситуацию до абсурда, никого голословно не обвинять. Работа началась. Ждем 2 недели реакции на вынесенные на повестку дня вопросы. Параллельно инициативная группа продолжает проработку других (альтернативных) рычагов влияния на ситуацию и держит ситуацию на контроле. Подробности будут на следующей неделе.

Материалы по теме:

«Очаково-Матвеевское онлайн» - подписывайтесь, чтобы быть в курсе.

«Очаково-Матвеевское онлайн» - Telegram

«Очаково-Матвеевское онлайн» - ВКонтакте (VK)

«Очаково-Матвеевское онлайн» - Одноклассники