Демократия для лавочек | Очаково-Матвеевское онлайн

«Как мэрия и муниципальные депутаты работают вместе». Николай Бобринский, депутат Совета депутатов муниципального округа Раменки - о совместной работе депутатов и городских структур по благоустройству.

Оригинал статьи - Medium.com.

Благоустройство дворов и улиц - одна из немногих значимых для горожан тем, по которой у муниципальных советов есть решающий, а не совещательный голос. В этом году совет, в котором я состою, распределил 100 млн рублей из бюджета Москвы на нужды района (в основном именно на благоустройство). Это интересный опыт, о котором я хотел бы рассказать.

Средства на благоустройство в Москве идут по многим бюджетным программам. Муниципальные депутаты участвуют только в двух из них - «стимулирование управ» и «дополнительные мероприятия по социально-экономическому развитию района». На стимулирование Раменки в 2018 году получили около 100 млн. руб., а на «дополнительные мероприятия» - 12 млн.

Полномочия муниципального совета по программе стимулирования сформулированы одним словом - управа ее готовит, а совет «согласовывает». Как должна выглядеть программа благоустройства и что включает в себя «согласование» - об этом регулирующее стимулирование управ постановление умалчивает. Практика показывает, что депутатское согласование - это грубый инструмент: им легко «бить» управу, но сложно добиваться положительного результата, если она не идет на сотрудничество с советом. (Стоит напомнить, что управа - это подразделение правительства Москвы, муниципальным депутатам она не подчиняется).

Вот как это было в Раменках.

Подготовка плана благоустройства дворов на очередной год - это рутинный процесс. Управа сама отбирает места под него. По какому принципу - не известно. Какие-то дворы были включены в программу по обращениям граждан. Однако во многих случаях реальных просителей нам обнаружить не удалось.

Те жители, которым глава управы Александр Осипов обещал помочь с благоустройством, получили от него ссылки на сайты двух фирм - «Наш двор» и «Кенгуру» (оборудование для детских и спортивных площадок соответственно). Осипов предложил им самим выбрать по каталогу, что ставить в их двор. По какой причине были предложены только эти производители - не ясно.

Перед новым годом управа внесла в совет первую часть плана благоустройства, на 20 млн руб. В феврале на городском портале «Активный гражданин» было открыто голосование за дворы под две детские и одну спортивную площадки в нашем районе. Всего в опросе участвовало 9 дворов. В последних числах марта в совет поступил план благоустройства детских и спортивных площадок на 62 млн руб. В него попали все адреса, за которые голосовали «активные граждане» - как победители, так и проигравшие. Неделю спустя управа направила в совет третью часть плана, еще на 18 млн. Всего по плану управы предполагалось полностью или частично заменить асфальт и бордюры в 31 дворе, реконструировать 20 мусорных площадок, расширить улицу Шувалова, установить «лежачие полицейские» на двух проездах и обновить 12 детских и спортивных площадок.

Управа оформила план в виде таблицы, состоящей из адреса, объекта благоустройства (дорога, тротуар, детская площадка и т.п.), вида и объема работ и их цены. Такая же таблица потом прилагается к решению совета о согласовании плана благоустройства.

Стимулирование управы района Раменки

Вместе с таблицами управа присылала депутатам презентации, в которых по каждому адресу даны фотографии нынешнего состояния, схемы проведения работ и картинки оборудования.

Страницы из презентации к плану благоустройства (1)

Страницы из презентации к плану благоустройства (2)

Страницы из презентации к плану благоустройства

Так в общих чертах выглядела (со стороны) работа управы по планированию благоустройства.

Депутаты попробовали к ней подключиться сразу после выборов. Однако Александр Осипов отказался познакомить нас со своими планами. «Не могу, у меня еще нет лимитов» - говорил он, имея в виду размер бюджета на благоустройства. В результате все три части плана депутаты впервые увидели уже в окончательной форме, подписанные и внесенные в совет для согласования. Это значит, что план сформирован и депутаты сами не могут менять его содержание - только одобрить (полностью или частями) или вернуть на доработку. В апреле, когда нам дали основную часть плана, времени на доработку уже не хватало.

Другая проблема, с которой столкнулись депутаты - в районе нет единого плана благоустройства по всем бюджетным программам. Нам показывают лишь ту часть, которая оплачивается средствами стимулирования. А другие (например, обустройство подходов к новым станциям метро, программа “Моя улица”) мы вообще не видим. Не удивлюсь, если окажется, что единого районного плана вообще нет, а каждое ведомство самостоятельно решает, куда направить деньги на дворы и дорожки.

Не имея перед собой полной картины, мы решили дать управе список первоочередных потребностей в благоустройстве - по обращениям наших избирателей. В него вошли 36 адресов. Кроме того, из первой части плана благоустройства мы исключили расширение улицы Шувалова - оказалось, что ради него планируется заасфальтировать несколько газонов, а на их месте сделать платную парковку - и мусорные площадки. Депутатам не понравился их дизайн и отсутствие устройств для раздельного сбора отходов.

Контейнерная площадка

Совет предложил доработать конструкцию площадок, приспособив их под нужды РСО.

Вторая и третья части плана стали для нас таким же сюрпризом, как и первая. Из нашего списка предложений в них было учтено только одно (реконструкция спортивной площадки на Мосфильмовской 30). На этот раз депутаты решили добиться хотя бы изменений содержания работ по предложенным управой адресам. Глава управы поначалу этому сопротивлялся и угрожал нам тем, что если мы не примем благоустройство немедленно, деньги у Раменок «заберут и перебросят в другой район». Тем не менее, несколько адресов депутаты совместно с «Жилищником» основательно доработали.

Однако этим дело не закончилось. Управа должна была оформить сделанные депутатами изменения в виде новой версии плана благостройства и заново внести его в совет. Одновременно с депутатами связались несколько человек, которые до того просили управу и префектуру сделать благоустройство в их дворах. Они показали нам ответы на свои обращения, в которых было сказано, что им его сделают, если депутаты «дадут добро». Но ни один из этих адресов управа нам на согласование не вносила. У нас возникло подозрение, что чиновники, по недосмотру или умышленно, перекладывают на нас ответственность за отказ.

Из ответа А.Осипова

Из ответа А.Осипова на обращение об установке искусственных неровностей во дворе ул.Лобачевского, 96, которого в плане управы не было

18 апреля моя коллега по совету Маргарита Шарипова послала Осипову список открытых вопросов, которые ему нужно было решить для получения нашего депутатского согласования. Однако управа ничего не ответила, ее руководство перестало выходить на связь. Совет получил исправленный план только 9 дней спустя, после того как мы подключили к этой странной ситуации префектуру ЗАО и городской департамент территориальных органов. План был сразу же согласован, для этого нам даже пришлось провести внеочередное заседание.

В итоге депутаты полностью переработали план работ в одном из дворов на сумму более 20 млн (Мичуринский 25 к 1–5), заменили асфальтирование газонов на улице Шувалова на реконструкцию спортивной площадки на Мосфильмовской 30, по двум адресам (Мосфильмовская 6 и Раменки 11 к 1–3) помогли гражданам добиться от управы выполнения их требований, выяснили ситуацию с еще двумя адресами, по которым московские власти переложили ответственность на депутатов, остановили сомнительную с эстетической точки зрения реконструкцию 19 контейнерных площадок, предложив вместо них устроить площадки, пригодные для раздельного сбора отходов. Утвержденный советом план можно посмотреть на карте.

Карта благоустройства района Раменки в 2018 году

Карта благоустройства района Раменки в 2018 году

Однако депутаты так и не стали полноценными участниками планирования благоустройства. Несмотря на наши неоднократные предложения, управа до сих пор не идет на равноправное сотрудничество с советом. Мы оказались перед трудным выбором: либо смириться с примитивной ролью передатчиков просьб наших избирателей, либо заставлять управу принять наши правила под угрозой блокировки благоустройства. На этот раз депутаты решили не идти на прямой конфликт. Однако если управа не изменит своего отношения к совету, в следующем году проблема может обостриться.

В завершении несколько рекомендаций участникам планирования благоустройства моего района. От правительства Москвы мне как депутату нужны:

  • Общегородские стандарты благоустройства с различными вариантами организации дворов в зависимости от характеристик двора. Сейчас каждая управа и «Жилищник» проектируют дворы своими силами, в меру своих эстетических вкусов и технологических предпочтений, а депутатам и жителям сложно отстаивать альтернативные решения, поскольку современных стандартов в этой области нет.
  • Согласованное планирование работ на территории района по всем бюджетным программам и раскрытие их содержания независимо от того, требуют ли они нашего одобрения.
  • Открытая конкурентная политика. Ситуация, при которой проекты детских и спортивных площадок состоят из продукции единственного поставщика, вряд ли допустима.

Управе рекомендую:

  • Наконец начать на равных работать с депутатами. О том, как это сделать, мы много раз вам писали (например, в решении совета от 28 апреля).
  • Согласовать с депутатами критерии распределения средств на благоустройство между микрорайонами и дворами. Мы не можем объяснить соседям, почему, например, нечетная сторона Мичуринского получает десятки миллионов, а четная - ноль.
  • Обосновать размер расходов, которые вы просите нас согласовать. Без смет не обойтись.

А депутатам, на мой взгляд, нужно создавать инструменты сбора предложений и учета мнений граждан по планам благоустройства. «Активный гражданин» в этом вопросе оказался вполне фиктивен.

Казалось бы, все сказанное касается о лавочек и детских горок. В действительности суть дела - в политической культуре, в способности чиновников на равных работать с представителями районных сообществ, которые им не подчиняются и имеют свое мнение. Если они смогут, Москва хотя бы в этом вопросе получит реально работающую представительную демократию, если нет - не получит ничего кроме очередной фрустрации неравнодушных горожан.

Автор: Николай Бобринский, депутат Совета депутатов муниципального округа Раменки.

«Очаково-Матвеевское онлайн» - подписывайтесь, чтобы быть в курсе.

«Очаково-Матвеевское онлайн» - Telegram

«Очаково-Матвеевское онлайн» - ВКонтакте (VK)

«Очаково-Матвеевское онлайн» - Одноклассники